МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. П. СОРОКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН педагогическим советом МКОУ СОШ № 18 протокол № 3 от 16.12. 2024 г. «Утверждаю» директор МКОУ СОШ № 18 _________С.В. Канунникова приказ № 84 от 18.12.2024 г. СОГЛАСОВАНО управляющим советом МКОУ СОШ № 18 (протокол № 2 от 17.12.2024 г.) УЧТЕНО мотивированное мнение Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся МКОУ СОШ № 18 Протокол № 1 от 17.12.2024 г. «Принято» УЧТЕНО мотивированное мнение Совета обучающихся МКОУ СОШ № 18 протокол № 1 от 17.12.2024 г. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 18 имени Героя Советского Союза А. П. Сороки муниципального образования Абинский район 1. Общие положения 1.1. Настоящее о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 18 имени Героя Советского Союза А. П. Сороки муниципального образования Абинский район (далее – Положение). 1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; - Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования»; - Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - - Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организаций, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» - приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 115 от 22 марта 2021 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1063 от 5 декабря 2022 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»; - Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 мая 2024 года № 1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024-2025 учебном году»; - письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № СК – 403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении оценок»; - Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 имени Героя Советского Союза А. П. Сороки муниципального образования Абинский район (далее - МКОУ СОШ № 18). 1.4. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. 1.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии собразовательной программой. Текущая аттестация проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижения обучающимися метапредметных и предметных знаний и умений (тем, разделов, глав учебных программ), степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. 1.6. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС). 1.7. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится во 2-11-х классах – раз в год ( в конце учебного года). 1.8. Промежуточная и текущая аттестация в 1-х классах осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах по всем учебным предметам. Оцениваются без отметок – курс «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемый в 4 классе, на предметной странице и в сводной ведомости журнала и в личном деле учащихся делается запись - «зачет» или «зачет». 1.9. МКОУ СОШ № 18 обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 1.10. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования зачисляются в МКОУ СОШ № 18 на период прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 1.11. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в установленном ОО порядке. 1.12. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы. В течение учебной недели: для обучающихся 2-4-х классов может быть проведено не более трех контрольных работ; для обучающихся 5-8-х классов — не более четырех контрольных работ; для обучающихся 9-11-х классов — не более пяти контрольных работ. 1.13. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в иных образовательных организациях как в очной, так и в дистанционной формах. 1.14. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме. 2. Оценка качества образования Оценочные процедуры в школе – это инструменты для оценки учебных достижений и прогресса обучающихся. Они помогают учителям и родителям проверить знания, умения и навыки детей, а также определить их успеваемость. Проводятся с целью оценки понимания материала, усвоения знаний, умений анализировать и решать задачи, формирования навыков коммуникации и сотрудничества. 2.1 Внутреннее и внешнее оценивание. На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы – внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов. Внешняя оценка проводится федеральными или региональными органами управления образованием. Внешние оценочные процедуры показывают, насколько объективно школа оценивает результаты учеников. К процедурам внешней оценки относятся: -государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования); -всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации; -национальные исследования качества образования (НИКО). Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и должно включать: стартовую диагностику, направленную на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; текущее и тематическое оценивание, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; итоговое оценивание (промежуточная аттестация), представляющее собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода; психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой длительное, планомерное и целенаправленное активное или пассивное наблюдение за обучающимся с целью сбора информации с последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся, направленный на оценку уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов и оценка уровня функциональной грамотности. 2.2 Организация и содержание оценочных процедур Стартовая диагностика (классно-обобщающий контроль) представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знакосимволическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика проводится также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы, освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно- оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации. Итоговая оценка (промежуточная аттестация) представляет собой процедуру аттестации учащихся при получении основного общего образования, проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Итоговое оценивание проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксирует достижения предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска учащегося к государственной итоговой аттестации. Психолого-педагогическое наблюдение выявляет и оценивает такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности, позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения. В школе используются такие методы наблюдения, как: Контролируемое наблюдение наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение - наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения ребенка, группы и дополняется другими методами сбора информации. Открытое наблюдение - оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д. Включенное наблюдение - непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. Не включенное наблюдение - осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым. При не включенном наблюдении, наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает. Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условий жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.). Лабораторное наблюдение - создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности. Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения. Критерии оценки психолого-педагогического наблюдения Выставляется оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам. От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции. От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции. От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции. От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции. Критерии оценки по шкалам Представления о себе. Творческие проявления В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям, а также проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные способности, способность к счету и пр.). По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие — отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). В заключении информация может быть дополнена комментариями о том, что ребенок любит делать больше всего, что у него лучше всего получается, есть ли у него особые творческие проявления. Эмоционально-волевая сфера В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам. В раздел «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность — гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации). Импульсивность — рефлексивность Оценки «0—1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно «3—5» — средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога. «6—8» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Предложение своих творческих решений. «9—10» — гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо советов или помощи. Тревожность, страхи 0 – 2 – не тревожен, страхи отсутствуют 3 – 4 – тревогу проявляет при предъявлении стимула, вызывающего тревогу, страх 5 – 7 тревогу проявляет умеренно 8 – 10 – высокий уровень тревоги, фобические реакции Тенденция к ответственности Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает: люди на улице, животные, растения, обстановка и пр. Оценки «0—1» — полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр. «2» — низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличны к общему делу, ему ни до чего нет дела. «3—5» — средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено, и пр. «6—8» — высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба ребенка зависит от его собственных действий и поступков. «9—10» — характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как ат лант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается неврастения, завышенные требования к себе. Тенденция к целенаправленным действиям По данной подшкале оценивается степень желания ребенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса. Оценки «0—1» — полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание». «2» — беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания. «3—5» — средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца. «6—8» — ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела. «9—10» — крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость. Общая координация движений По данной подшкале наблюдается общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений. Оценки «0—1» соответствуют возможностям практически парализованного тела. «2» — ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид. «3—5» — среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может пе- редвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках. «6-8» — хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр. «9—10» — координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов. Мимика По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица. Оценки «0-1» соответствуют «каменному» лицу. «2» — чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается. «3_5» — средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы. «6—8» — хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.). «9-10» — артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой. В заключении можно отразить наличие индивидуальных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Коммуникативность В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость — общительность в пределах 10 баллов. «0-2» — явная интровертированность, замкнутость, аутичность; «3» — тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах; «4-6» — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах; «7-8» — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.; «9-10» — крайняя экстраверсия. В заключении может быть отражена информация об особенностях общения ребенка, таких как характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками младшими и старшими; способы установления контакта с данным ребенком; стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр. Мотивация «0 – 2» – ребенок отказывается что-либо делать, объясняя это «Не хочу!» «3 – 4» – мотивация скорее внешняя, занимается в кружке только при наличии постоянного контроля «5 – 7» – мотивация на среднем уровне, может пропустить занятие по неуважительной причине «8 – 10» – мотивация высокая, с удовольствием занимается в кружке, занятия пропускает только по болезни. Проявления агрессии 0 – 2 – агрессию никогда не проявляет 3 – 4 – агрессию может проявить в ответ на провокацию 5 – 7 – агрессию проявляет умеренно, может быть инициатором конфликта 8 – 10 – высокий уровень агрессии, склонен задевать других детей, с педагогом может проявлять грубость. Внутренний мониторинг представляет собой процедуры: оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем учащимся, оценка уровня соответствия результатов внешних и внутренних оценочных процедур. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках. Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности. Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения проблемы явно незадан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения. На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а также компетенции, например, на уроках естественнонаучного цикла формируются умения объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные результаты. На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи. По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету. Оценивание комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведении не включаются в план внутришкольного контроля школы, однако отдельные задания обязательны для включения в контрольные работы по предметам: математика (алгебра, геометрия, вероятность и статистика), русский язык, литература, биология, география и др. 3. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся (текущей аттестации). 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях: контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ в течение образовательного процесса; проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса. 3.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 3.3. Фиксация результатов текущего контроля во 2-11-х классах осуществляется по пятибалльной системе. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. В течение 1,2 недели сентября не выставляются неудовлетворительные оценки обучающимся 2-4, 6-11 классов. Обучающимся 5-х классов не выставляются неудовлетворительные оценки в сентябре в период адаптации. 3.4. Текущий контроль успеваемости осуществляется в соответствии: - с положением о нормах оценивания по учебным предметам с ФГОС ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. 3.5. Письменные самостоятельные, контрольные, лабораторные, практические работы обучающихся оцениваются только по 5 – балльной системе. Оценка за выполненную письменную работу заносится в электронный журнал к следующему уроку. Оценка за сочинение, творческие работы по русскому и литературе выставляются не более чем через 5 дней. Оценка за сочинение за грамотность выставляется на предметную страницу «русский язык», за содержание – на предметную страницу «литература»; оценки за диктант с грамматическим заданием выставляются в одну клетку. 3.6. Оценка по физической культуре за сдачу нормативов заносится в электронный журнал во время проведения урока. Обучающимся, освобожденным по состоянию здоровья от занятий по физической культуре (практика), в электронном журнале выставляются оценки за теоретические знания по предмету. 3.7. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимися, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 3.8. Результаты текущего контроля фиксируются в электронном журнале, дневниках обучающихся АСУ «Сетевой город. Образование». При выставлении четвертных оценок используется «средневзвешенная отметка»со следующими показателями: предметные контрольные работы, диктанты, тестирования, изложения, сочинения, защита проекта, комплексные работы, диагностические работы - 30; - лабораторные, практические, контрольные срезы, словарные диктанты –20, - ответ на уроке – 10. 3.9. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 3.10. Временно обучающиеся в санаторно-оздоровительных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. 3.11. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме: дневник обучающегося, уведомление, электронный дневник; так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной и/или устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости, обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 4. Содержание и порядок проведения тематического оценивания 4.1. Тематическое оценивание - это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе текущего контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых результатов, которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля. 4.2. Целью тематического оценивания является: - определение уровня достижения обучающимися результатов по теме; - своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса; - информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах освоения темы. 4.3. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы тематического каркаса. 4.4. Средневзвешенная отметка по теме тематического каркаса и динамика ее изменений формируются автоматически, отображаются в электронном журнале учителя и дневнике обучающегося. 4.5. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то формирование средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов изучения темы. 4.6. Тематическое оценивание обеспечивает: Обучающемуся - наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных результатов внутри темы и по отношению к другим темам; 4.7. Педагогическому работнику: отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы; выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременная коррекция учебного процесса. 4.8. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме - не менее одной за 3 урока, в случае если тема изучается до 7 уроков, и не менее 1 за 4 урока, если тема изучается более 7 уроков. 5.Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. 5.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: -объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности; оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. 5.2. Промежуточная аттестация в МКОУ СОШ № 18 проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 5.3. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе, в случаях, предусмотренных настоящим положением, п. 1.7 – «зачет», «незачет». 5.4. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации (по желанию). Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется приказом директора МКОУ СОШ № 18 с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей). 5.5. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 5.6. Формы промежуточной аттестации: - письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или системувопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов вформе ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. 5.7. Промежуточная аттестация проводится как письменно, так и устно. Формами проведения промежуточной аттестации являются: -контрольная работа; -диктант; -тестирование; -изложение; -сочинение. -защита проекта; -комплексная работа; -диагностическая работа; 5.8. Формы проведения промежуточной аттестации по учебным предметам: русский язык (контрольные диктанты, работы по развитию речи, тесты, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д), математика, алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия (контрольные работы, тесты, самостоятельные работы контролирующего характера, тесты, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), английский язык (результаты контроля навыков чтения, аудирования, письма и монологической речи, тесты, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ,ЕГЭ и т.д.), информатика и ИКТ (контрольные, практические работы, тестирование, выполнение проекта, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), литература и литературное чтение (сочинения, проверочные работы, тестирование, контрольные работы в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), окружающий мир (тестирование, творческие, проектные работы) химия (проектные работы, контрольные, практические и лабораторные работы, тестирование, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), физика (проектные работы, контрольные работы, лабораторные работы, тестирование, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.) биология (проектные работы, тестирование, зачетные работы, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), география (проектные работы, тестирование, практические работы, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), история, обществознание, кубановедение (проверочные, проектные работы, тестирования, творческие работы, контрольные работы по материалам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), ИЗО, музыка, технология, ОБЗР (учет текущих достижений), физическая культура (сдача нормативов с учетом физической подготовки, рефераты, проектные работы, тестирование и учет текущих достижений). 5.9. В соответствии с требованиями ФГОС проводятся следующие виды диагностики: -метапредметные диагностические работы, которые составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. -диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действийи качеств по заданным параметрам), - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами посаморефлексии конкретной деятельности); -результаты учебных проектов, -результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достиженийучеников. Допустимо учитывать и результаты других видов работ с учетом специфики предмета, рабочей программы. 5.10. Результаты ВПР по предметам и в классах, определенных федеральными нормативно-правовыми документами на очередной учебный год, используются как форма промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ (кроме предметов на основе случайного выбора). Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР), которые проводятся в штатном режиме, оцениваются по 5-ти бальной системе и выставляются в классные журналы (АИС СГО). Вес ВПР – 40. В день проведения ВПР в классный журнал на страницу предмета записывается дата проведения работы и тема урока: «Всероссийская проверочная работа» и выставляются оценки за ВПР. 5.11. Результаты ВПР по предметам на основе случайного выбора используются в качестве текущего контроля успеваемости (приложение 3). 6. Порядок выставления отметок за четверть, полугодие. 6.1 Отметки по учебным предметам за четверть выставляются при наличии 3- х и более текущих отметок за соответствующий период при проведении урока 1 час в неделю, более пяти оценок – два и более часа в неделю. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок за соответствующий период. 7.Порядок выставления отметок за год. 7.1. Если оценки за 1,2,3,4 четверть во 2-9 классах и оценки за 1,2 полугодия поучебным предметам имеют расхождение в 2 и более балла, то: -оценка «5» выставляется при среднем балле за 1,2,3,4 четверти или 1,2 полугодие не менее 4,5 - оценка «4» выставляется при среднем балле за 1,2,3, четверти или 1,2 полугодие не менее 3,5, - оценка «3» выставляется при среднем балле за 1,2,3,4 четверть или 1,2 полугодие не менее 2,5. При выставлении оценок по учебным предметам за год считаются приоритетными оценки за 3 четверть, если имеет место расхождение оценок за 1,2,3,4 четверти в 1 балл (например: 1 четверть - «3», 2 четверть – «3», 3 четверть «4», 4 четверть «4», годовая «4»; 1 четверть - «3», 2 четверть – «4», 3 четверть «3», 4 - четверть «4, годовая «3»). Если оценки за 1,2 полугодия имеют расхождение в 1 балл, то при выставлении оценки за год считается приоритетной оценка за 2 полугодие. Отметка «5» за год выставляется при наличии двух отметок «5» за I и II полугодие, а также при наличии оценки 4 за первое полугодие и оценки «5» за второе полугодие. 7.2. Обучающийся должен быть аттестован по всем предметам, курсам учебного или индивидуального учебного плана при наличии пропусков уроков менее 50 процентов. Если обучающийся не был аттестован по учебному (-ым) предмету (-ам) в одной или двух из 4-х четвертей, то годовая оценка по этому предмету выставляется как среднее арифметическое имеющихся оценок за 2 четверти; если обучающийся не был аттестован по учебному (-ым) предмету (-ам) в одной или двух полугодий, то годовая оценка по этому предмету (-ам) выставляется, по имеющейся оценке, за одно из полугодий. 7.3. Промежуточные четвертные, полугодовые и годовые отметки выставляются не позднее 3-х дней до окончания учебного периода или начала аттестационного периода (в выпускных классах). Классные руководители в случае неудовлетворительных результатов по предметам по итогам учебного периода обязаны в письменном виде, под роспись уведомить об этом родителей (законных представителей) учащегося с указанием даты ознакомления. Уведомление составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр отдается родителям: (законным представителям), другой - хранится у заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 7.4.В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с выставленной отметкой по предмету по итогам четверти/полугодия она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей (законных, представителей) приказом директора школы создается комиссия, которая в письменной форме в соответствии с п.3.6 Положения, в присутствии родителей (законных представителей) (по их желанию) определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний обучающегося. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 7.5. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом в соответствии с настоящим Положением. 7.6. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета МКОУ СОШ № 18. 8. Особенности проведения промежуточной аттестации обучающихся получающих образование в семейной форме, самообразования (экстернов) 8.1. Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, самообразования (экстернов) проводится в соответствии с настоящим Положением и Положением о семейном образовании и самообразовании МКОУ СОШ № 18, а также в формах, предусмотренных образовательной программой в 1-11 классах по всем предметам учебного плана. 8.2. Периодичность и сроки проведения промежуточной аттестации экстернов: - для 1 класса один раз в год в период апрель-май; - для 2-11 классов дважды в год в периоды с 01 по 20 декабря и с 01 по 20 мая. 8.3. Срок подачи заявления для прохождения промежуточной аттестации - не позднее 01 ноября и 01 апреля текущего года. 8.4. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации согласно Порядка проведения ГИА. 8.5. По заявлению экстерна, законного представителя, МКОУ СОШ № 18 вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 8.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, не осуществляется. 8.7. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в МКОУ СОШ № 18, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию. Сроки, формы и порядок проведения промежуточной аттестации регламентированы настоящим Положением. 8.8. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в МКОУ СОШ № 18 не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной аттестации. 8.9. Прохождение промежуточной аттестации считается получение результата, не ниже удовлетворительного (оценка «3») по всем предметам учебного плана. В случае получения на промежуточной аттестации неудовлетворительного результата (оценка «2») хотя бы по одному учебному предмету учебного плана несовершеннолетний обязан вернуться в школу без права перехода на семейную форму обучения. Приложение 1 к Положению ГЛОССАРИЙ ФОРМ КОНТРОЛЯ Анализ музыкальных произведений - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося характеризовать музыкальное произведение, опираясь на знание основ музыкального искусства и собственное впечатление. Аудирование - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать и понимать содержание звучащих текстов. Ведение тетради - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося соблюдать единый орфографический режим, правильность выполнения письменных работ, соответствие их объема и содержания требованиям. Виртуальный практикум - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося применять теоретические знания путем имитационного проведения экспериментов. Вокально-хоровая работа - форма контроля музыкальной деятельности, позволяющая оценить певческие навыки (качество звуковедения и чистота интонации (хоровой строй), артикуляция и дикция, атака звука, дыхание) обучающегося и его умение раскрыть образное содержание, интонационные, жанровые, стилистические особенности произведения, передать его характер в сольном или хоровом исполнении. Выразительное чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося выразительно читать (в том числе наизусть) с соблюдением норм литературного произношения, передавая идейно-образное содержание текста. Географический диктант - форма контроля, позволяющая оценить комплексные географические знания обучающегося. Грамматическое задание - форма контроля, позволяющая оценить результаты усвоения обучающимся изучаемых грамматических явлений, умение производить простейший языковой анализ слов и предложений. Графический диктант - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося представлять решение задачи в условно-графической форме. Демонстрация техники упражнений - форма контроля, позволяющая оценить навык обучающегося в демонстрации упражнения наиболее рациональным и эффективным способом, близким к эталонному. Диктант - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и пунктуационные навыки обучающегося. Дневник самоконтроля - форма контроля, позволяющая оценить умение вести специально разработанную тетрадь, предназначенную для мониторинга состояния своего физического развития и самочувствия, до, в процессе и после физических занятий. Доклад - форма контроля, позволяющая оценить навыки публичного развернутого выступления обучающегося по определённому вопросу, основанного на самостоятельно привлечённой, структурированной и обобщенной им информации, в том числе в виде презентации. Домашнее задание - форма контроля, при которой проверяется и оценивается умение обучающегося самостоятельно выполнить задания на закрепление и углубление знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке. Зачет - форма контроля, позволяющая оценить уровень достижения образовательных результатов обучающегося посредством индивидуального или группового собеседования или выполнения практической работы. Изложение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагать содержание прочитанного или услышанного текста. Основными критериями при этом являются полнота изложения, фактическая правильность, грамотность, последовательность, логичность. Инструментальное музицирование - форма контроля музыкальной деятельности, позволяющая оценить умение обучающегося исполнять музыку на элементарных (детских) музыкальных инструментах, отражая характер произведения, его стилистические и жанровые особенности, раскрывая образное содержание, демонстрируя ритмическую и интонационную точность, ансамблевость исполнения. Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Исследовательская работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося проводить исследование для получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, обобщения и обоснования информации. Комбинированная работа - форма контроля, позволяющая оценить предметные знания, умения и навыки обучающегося посредством выполнения практических и теоретических заданий разного типа. Конкурс - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося представлять результаты творческой работы, художественное исполнение, решение научно- познавательной задачи в условиях конкурсных испытаний. Конспект - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала (статьи, доклада, книги, лекции и др.). Конференция - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося публично представлять свои проектные или исследовательские работы, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Лабораторная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося проводить изучение и исследование характеристик заданного объекта экспериментальным методом с применением лабораторного оборудования. Лабораторный опыт - форма контроля, позволяющая оценить практические умения обучающегося в изучении количественных или качественных характеристик изучаемого объекта, процесса или явления в ходе непродолжительного по времени одноактового исследования с применением лабораторного оборудования. Личное письмо/открытка - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося составлять письменное обращение близкому человеку, например, другу по переписке, оформленное в соответствии с определенными правилами. Математический диктант - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося к восприятию задания на слух, поиску решения и письменной фиксации решения или ответа. Монолог - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагаться устно. Музыкальная викторина - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося на слух распознавать и определять жанровую или авторскую принадлежность музыкальных произведений, их форму, характер или образное содержание, имя, тип или состав исполнителей. Музыкальный дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося фиксировать собственные впечатления, возникшие при прослушивании (разучивании) музыкального произведения, посещении концерта или музыкального спектакля, и/или выражать их в творческой форме (например, в виде рассказа, эссе, стихотворения, рисунка). Олимпиада - форма контроля, позволяющая оценить способности обучающегося к решению творческих задач. Опрос - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося посредством устных и/или письменных вопросов. Отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся школы в баллах. Осложненное списывание - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и пунктуационные навыки обучающегося посредством списывания текста, содержащего орфографические и пунктуационные изменения, а также выполнения заданий по данному тексту. Оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям; оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обучающихся. Пересказ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося устно излагать прочитанный/прослушанный текст (правильность передачи основного содержания текста, последовательность и полнота развития сюжета, выразительность при характеристике образов). Письменный ответ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося построить развернутое письменное высказывание по предложенному вопросу/на заданную тему. Основными критериями оценки при этом являются полнота, аргументированность, связность и последовательность изложения. Практическая работа - форма контроля, позволяющая оценить уровень практических навыков и умений обучающегося. Проект - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося осуществлять деятельность, направленную на создание продукта. Промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения образовательной программы соответствующего уровня, в том числе отдельной ее части, учебною предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы и является основанием для решения вопроса о переводе обучающегося в следующих класс. Работа с картой - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося распознавать объекты на карте, извлекать из карты необходимую информацию. Реферат - форма контроля, позволяющая оценить навыки поиска и анализа информации у обучающегося, а также его способности представления ключевых идей и формулирования выводов на их основе, выполненного по определенным правилам оформления. Решение задач - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося выполнять действия, направленные на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи. Словарный ассоциативный ряд - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося приводить ассоциативные ряды, возникающие с определенной лексической единицей. Словарный диктант - форма контроля, позволяющая оценить знание обучающимся слов с непроверяемыми написаниями и владение навыками их правописания. Смысловое чтение - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося понимать смысловое содержание текста. Соревнование - форма контроля, предполагающая состязание (матч) среди обучающихся или команд обучающихся по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному положению (регламенту). Сочинение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать связный текст с учетом языковых норм. Списывание - форма контроля, позволяющая оценить каллиграфические, орфографические и пунктуационные навыки обучающегося при копировании печатного текста. Творческая работа - форма контроля, позволяющая оценить продукт творческой деятельности обучающегося. Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогическим работником на уроках (учебных занятиях) в соответствии с образовательной программой. Терминологический диктант - форма контроля, позволяющая оценить уровень владения обучающимся терминологическим аппаратом предмета. Тест - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося через систему тестовых заданий/вопросов. Тестирование физических качеств - форма контроля, предполагающая измерение или испытание, стандартное задание, проводимое для определения и оценки уровня физического состояния, физической подготовленности и двигательных способностей на основе комплекса разнообразных упражнений. Техника чтения - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося читать и понимать прочитанное. Основными критериями оценки при этом являются способ чтения, правильность, осознанность. Устный ответ - форма контроля, позволяющая оценить индивидуальные особенности усвоения обучающимся учебного материала и проверить умение строить связное, логически последовательное сообщение на заданную тему или поставленный вопрос. Устный счет - форма контроля, позволяющая оценить умение выполнения обучающимся вычислений без помощи дополнительных устройств и приспособлений. Учебная работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать завершенную художественную работу по предложенному образцу. Учебное задание - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося самостоятельно (индивидуально или в группе, в классе или дома) найти решение поставленной задачи. Учебное упражнение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося самостоятельно выполнять задания на отработку конкретных предметных умений и навыков. Читательский дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести записи и формулировать впечатления о прочитанных книгах. Чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать и понимать содержание графически зафиксированных текстов. Экспериментальная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося при выполнении опытно-поисковой работы и/или эксперимента. Эссе - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося создавать небольшой прозаический текст, выражая собственную точку зрения о каком-либо предмете, теме, проблеме. Приложение 2 к Положению ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ Предмет Формы контроля виртуальный практикум, диалог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, Астрономия практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа ведение тетради, виртуальный практикум, диалог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, Биология лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, географический диктант, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, работа с картой, География реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, Изобразительное комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, проект, реферат, творческая работа, терминологический диктант, искусство тест, устный ответ, учебная работа, учебное упражнение аудирование, диктант, доклад, домашнее задание, зачет, изложение исследовательская работа, комбинированная работа, Иностранный язык конкурс, конспект, конференция, личное письмо/открытка, монолог, олимпиада, опрос, проект, реферат, творческая работа, тест, техника чтения, устный ответ, учебное задание, учебное упражнение, чтение, эссе Информатика История виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, проект, работа с картой, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание Литература Литературное чтение НОО Математика Математика (НОО) Музыка ОБЖ Обществознание ОДНКР выразительное чтение, доклад, домашнее задание, зачет, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, письменный ответ, практическая работа, проект, реферат, сочинение, творческая работа, терминологический диктант, тест, техника чтения, устный ответ, читательский дневник, эссе ведение тетради, выразительное чтение, доклад, домашнее задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, пересказ, практическая работа, проект, решение задач, смысловое чтение, сочинение, творческая работа, тест, техника чтения, устный ответ, эссе лабораторная работа, ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследование, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, математический диктант, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, устный счет, учебное задание, экспериментальная работа ведение тетради, виртуальный практикум, графический диктант, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, устный счет анализ музыкальных произведений, ведение тетради, вокальнохоровая работа, доклад, домашнее задание, зачет, инструментальное музицирование, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, музыкальная викторина, музыкальный дневник, опрос, проект, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, соревнование, тест, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, эссе ведение тетради, доклад, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ Окружающий мир НОО ОРКСЭ Русский язык Русский язык НОО Технология Технология НОО Физика Физическая культура ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, комбинированная работа, исследовательская работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ ведение тетради, доклад, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ ведение тетради, диктант, доклад, домашнее задание, зачет, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, осложненное списывание, письменный ответ, практическая работа, проект, реферат, словарный диктант, сочинение, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное упражнение, эссе ведение тетради, грамматическое задание, диктант, домашнее задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, словарный диктант, сочинение, списывание, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, эссе виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, творческая работа, тест, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, доклад/реферат, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа демонстрация техники упражнений, дневник самоконтроля, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, соревнование, творческая работа, тест, тестирование физических качеств, устный ответ, учебное задание Химия ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа Приложение 1 к Положению Состав участников, продолжительность проведения всероссийских проверочных работ, а также перечень учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в 2024-2025 учебном году С 11 апреля по 16 мая 2025 года. 4 класс Русский язык Математика С 11 апреля по 16 мая 2025 года (при проведении на бумажном носителе) 5 класс Один из предметов: Окружающий мир Литературное чтение Иностранный (английский) язык Русский язык Математика Один из предметов: История Литература Иностранный (английский) язык Один из предметов: География Биология История С 11 апреля по 24 апреля 2025 года, 25 апреля 2025 года резервный день (при проведении с использованием компьютера) Биология С 11 апреля по 16 мая 2025 года (при проведении на бумажном носителе) 6 класс Русский язык Математика Один из предметов: История Обществознание Литература Иностранный (английский) язык Один из предметов: География Биология Один урок, не более чем 45 мин Один урок, не более чем 45 мин Один урок, не более чем 45 мин Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый 7 класс Один из предметов: История Обществознание Один из предметов: География Биология Русский язык 8 класс Математика базовая или математика с углубленным изучением предмета Один из предметов: История Обществознание Литература Иностранный (английский) язык Один из предметов: География Биология Физика базовая Физика с углубленным изучением предмета Информатика Один из предметов: История Обществознание Один из предметов: География Биология Русский язык С 11 апреля по 24 апреля 2025 года, 25 апреля 2025 года резервный день (при проведении с использованием компьютера) С 11 апреля по 16 мая 2025 года (при проведении на бумажном носителе) С 11 апреля по 24 апреля 2025 года, 25 апреля 2025 года резервный день (при проведении с использованием компьютера) С 11 апреля по 16 мая 2025 года (при проведении на бумажном носителе) Математика базовая или математика с углубленным изучением 45 предмета Один из предметов: История Обществознание Литература Иностранный (английский) язык Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин С 11 апреля по 24 апреля 2025 года, 25 апреля 2025 года резервный день (при проведении с использованием компьютера) С 11 апреля по 16 мая 2025 года (при проведении на бумажном носителе) 10 класс Один из предметов: География Биология Химия Физика базовая Физика с углубленным изучением предмета Информатика Один из предметов: История Обществознание Один из предметов: География Биология Русский язык Математика Два из предметов: История Обществознание География Физика Химия Литература Иностранный (английский) язык Два урока, не более чем 45 мин. каждый Один урок, не более чем 45 мин Два урока, не более чем 45 мин. каждый Два урока, не более чем 45 мин. каждый Два урока, не более чем 45 мин. каждый Два урока, не более чем 45 мин. каждый