СОШ 18 положение об системе оценки достижений

«ПРИНЯТО»
протокол заседания
педагогического совета
МКОУ СОШ № 18
от 30.08.2024 года № 1

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом МКОУ СОШ № 18
протокол от 30.08.2024 № 1
Положение
о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися ООП НОО, ООО, СОО
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 18 имени Героя Советского Союза А. П.
Сороки муниципального образования Абинский район

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22 марта 2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 года № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 года № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 года № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы

среднего общего образования»
- Уставом МКОУ СОШ № 18.
1.2. Данное Положение разработано с целью обеспечения комплексного
подхода в школе к оценке освоения обучающимися основных образовательных
программ и устанавливает единые требования к организации и технологии
оценивания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.3. Основным объектом системы оценки достижения планируемых
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
являются
требования
Федеральных государственных образовательных
стандартов.
1.4. Система
оценки
образовательных
результатов
является
необходимым условием реализации системы требований образовательных
стандартов и призвана способствовать обеспечению преемственности на всех
уровнях образования.
1.5. Настоящее Положение является локальным актом школы,
принимается на педагогическом совете образовательной организации и
обязательно для исполнения всеми участниками образовательной деятельности.
1.6. Основные функции системы оценки:
•
ориентация образовательной деятельности на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
средней школы;
•
обеспечение эффективной обратной связи между субъектами
образовательных отношений, позволяющей осуществлять управление
образовательной деятельностью.
1.7. Принципы системы оценивания:
•
объективность;
•
открытость;
•
доступность.
1.8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы включает в себя следующие направления:
•
текущий контроль;
•
промежуточный контроль;
•
итоговый контроль и итоговая оценка;
•
оценка результатов деятельности.
1.9. Система оценки образовательных результатов обучающихся вводится
с целью обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений
обучающихся в процессе освоения основных образовательных программ.
1.10. Система оценки образовательных результатов обеспечивает
комплексный подход к оценке освоения
основных
образовательных
программ, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов обучающихся:
Объект оценки

Предмет оценки

Процедуры
оценки

Предметные
результаты

Сформированность
учебных действий с
предметным
содержанием.

Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач с
использованием способов,
действий, средств,
содержания предметов.

Метапредметные Сформированность - уровень сформированности
результаты
регулятивных,
конкретных видов действий;
коммуникативных и - уровень присвоения
познавательных
универсального учебного
УУД
действия.
Личностные
результаты

Сформированность
личностных УУД
(самоопределение,
смыслообразование,
морально-этическая
ориентация).

Эффективность
деятельности системы
образования,
общеобразовательной
организации.

- внутренняя
накопительная
оценка;
- итоговая внешняя
или внутренняя
оценка.
- внутренняя
накопительная оценка
(«Портфолио»);
- итоговая оценка
(защита
индивидуального
проекта).
Внешние
мониторинговые
исследования с
использованием
неперсонифицированных потоков
информации.

2. Оценка планируемых результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы общего образования
2.1. Оценивание – это процесс соответствия достигнутых результатов
планируемым.
2.2. Оценка – это определение степени освоения обучающимися
ключевых компетенций в соответствии
с системой
требований
Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС).
2.3. Отметка – результат процесса оценивания, условно-формальное
(знаковое), количественное выражение оценки образовательных достижений,
обучающихся в цифрах, буквах или иным образом.
2.4. Образовательный результат ученика – это действия (умения) по
использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных,
предметных):
•
отдельные
действия
достойны
оценки
(словесной
характеристики);
•
решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака
фиксации в пятибалльной системе).
2.5.
Качество
образования
комплексная
характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая
степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

2.6. Оценка может ставиться за каждую учебную задачу, показывающую
овладение конкретным действием (умением).
2.7. Система оценки результатов освоения школьниками основной
образовательной программы общего образования предполагает использование
различных процедур и методов изучения результативности обучения,
вариативности инструментария оценки.
2.8. В организации, осуществляющей образовательную деятельность,
используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков.
2.9. Альтернативными формами оценивания могут быть:
•
безотметочная,
•
зачетная,
•
рейтинговая,
•
накопительная (портфолио) формы.
Альтернативная система оценивания может быть заявлена к
использованию в данном учебном году при утверждении рабочих программ
в начале учебного года после обязательного обсуждения на методическом
(педагогическом
совете
школы), утверждения
приказом директора
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.10. Система оценки образовательных результатов предусматривает
уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки
достигнутых результатов.
Уровни
Критерии и показатели
Оценка результата Отметка в баллах
успешности
Высокий
Полнота освоения планируемых отлично
отметка «5»
уровень
результатов;
уровень овладения учебными
действиями; сформированность
интересов к предметной области.
Повышенный
уровень

Базовый
уровень
Пониженный
уровень

Полнота освоения планируемых хорошо
отметка «4»
результатов;
уровень овладения учебными
действиями;
сформированность интересов к
предметной области.
Ученик демонстрирует освоение удовлетворительно
отметка «3»
учебных действий с опорной
системой знаний в рамках
диапазона выделенных задач.
Отсутствие систематической
неудовлетворительно отметка «2»
базовой подготовки;
обучающийся освоил меньше
половины планируемых
результатов;
имеются значительные пробелы
в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.

Низкий
уровень

Наличие отдельных
неудовлетворительно отметка «1»
фрагментарных знаний по
предмету, обучающемуся
требуется специальная помощь в
освоении учебного предмета и в
формировании мотивации к
обучению.

2.11. Безотметочное обучение осуществляется при изучении предметов
«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовнонравственной культуры народов России», элективных учебных предметов и
курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится 34 и менее
учебных часов в год, применяется зачетная («зачет», «незачет») система
оценивания как оценка усвоения учебного материала.
2.12. Оценка образовательных достижений обучающихся 2-х классов по
английскому языку в течение 1 полугодия осуществляется качественно, без
фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок
по пятибалльной шкале. Допускается словесная объяснительная оценка.
2.13. Промежуточные отметки выставляются в 6-9-х классах четыре раза
в течение учебного года: один раз четверть; в 10-11-х классах - два раза в
течение учебного года: один раз в полугодие.
2.14. Текущие, промежуточные, годовые и итоговые отметки
выставляются в баллах от 2 до 5 баллов.
3. Технологии, методики, методы, приемы оценивания
3.1. Личностные результаты
Компоненты
ОД
Цель

Объект

Процедуры

Вид оценки
Текущая
Промежуточная
Годовая/Итоговая
Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения
в соответствии с требованиями к планируемым личностным
результатам освоения междисциплинарной программы формирования
УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного
развития обучающихся.
Процесс формирования
Уровень сформированности
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственноэтической ориентации.
- Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.
- Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.
- Диагностика сформированности личностных качеств ученика может
осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом
учитывается,
что
личностные
результаты
не
подлежат
персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.
- Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).
- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из
начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение
учебной мотивации» (личностные УУД).

- оценочные суждения учеников (письменные и устные),
характеризующие положительные качества личности обучающихся и их
действия;
- рефлексивные сочинения.
Инструментар
ий
КИМы

Критерии

Шкала и вид
отметки

Формы
фиксации

1. Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков,
обозначение своей жизненной позиции и т.д.
2. Наблюдение
3. Анкетирование
задания (вопросы) для формирования
тесты (и т.п.) для изучения
личностных УУД (достижения
личностных сфер ученика
планируемых личностных результатов).
(личностных результатов).
- планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях
самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания
(исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего
личностный моральный выбор);
- обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла
ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.
- Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в
зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и
положительные качества личности обучающихся).
- Знаково-символические средства, показывающие отношение
обучающихся к достигнутым результатам: цветовые, рисуночные.
- Описание результатов в контексте критериев ценности.
- Листы наблюдения за формированием личностных качеств
обучающихся;
- Портфолио «Мои достижения»;
- Дневник ученика;

3.2. Метапредметные результаты
Компоненты
системыоценки

Текущая

Вид оценки
Промежуточная

Годовая/Итоговая

Цель

Объект

Базовые логические действия:
• сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
классифицировать предложенные объекты;
• определять существенный признак;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах на основе алгоритмов;
• выявлять недостаток информации для решения учебной задачи;
• устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желаемым состоянием
объекта; строить прогнозы;
• формулировать цель, планировать ход событий;
• сравнивать несколько вариантов;
• проводить по предложенному плану опыт;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.
Работа с информацией:
• выбрать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию;
• соблюдать информационную безопасность;
• анализировать и создавать текстовую, аудио, видео, графическую
информацию;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы и т.д.
анализ процесса
формирования
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных УУД
Процесс формирования
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
УУД

оценка уровня сформированности УУД, анализ
полученных результатов.

Сформированность
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных УУД

Сформированность
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
УУД

Процедуры
(внутренняя
накопленная
оценка
(таблицы
оценки
достижения
планируемых
результатов),
итоговая
оценка)

Наблюдение, устный
опрос, письменный
опрос (самостоятельная
работа).

Технологии,
методики,
методы,
приемы

- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные),
характеризующие регулятивные УУД, познавательные УУД,
коммуникативные УУД;
- рефлексивные сочинения.

Письменный опрос
(диагностические
работы, проверочные
работы по предметам,
комплексные работы на
межпредметной основе)

Письменный опрос
(итоговые
проверочные
работы по
предметам,
комплексные
работы на
межпредметной
основе)

Инструментарий

1. Комплексные задания на межпредметной основе.
2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3. Защита итогового индивидуального проекта.

КИМы

Задания (вопросы) для выявления уровня сформированности
регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД
(достижения планируемых метапредметных результатов);

Критерии

планируемые метапредметные результаты

Шкала и вид
отметки

определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости
от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности
регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; в
соответствии с методикой диагностики).

Формы
фиксации

- листы наблюдения за формированием регулятивных УУД,
познавательных УУД, коммуникативных УУД;
- портфолио «Мои достижения»;
- дневник обучающегося;
- диагностическая тетрадь учителя;

3.3. Предметные результаты
Компоненты
системыоценки
Цель

Объекты

Вид оценки
Текущая
анализ процесса
освоения способов
действий с
изучаемым
предметным
содержанием (их
операционального
состава).

Промежуточная
Годовая/Итоговая
оценка освоения предметных знаний и способов
действий с предметным содержанием;
выявление соответствия уровня
сформированности способов действий с
предметным содержанием требованиям к
планируемым предметным результатам.
освоения программного
материала по теме,
блоку, содержательной
линии.

освоения программного
материала за
четверть, полугодие, год.

Процесс освоения
способов действий с
изучаемым
предметным
содержанием
(их операциональног
о состава).

Действия с
предметным
содержанием по
изучаемой теме.

Умения решать учебнопознавательны учебнопрактические задачи с
использованием средств,
релевантных
предметному
содержанию.

Процедуры

Устный опрос,
письменный опрос
(самостоятельная
работа, защита
проектов).

Технологии,
методики,
методы, приемы

- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные),
характеризующие действия с предметным содержанием;
- тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные
УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем
обучения в 3-6 классах»;
- тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из
методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в
3-6 классах»;
- рефлексивные сочинения.

Инструментарий

Продуктивные задания по применению знаний и умений,
предполагающие создание учеником в ходе решения своего
информационного продукта.

КИМы

задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с
предметным содержанием (достижения планируемых предметных
результатов);

Критерии

планируемые предметные результаты

Шкала и вид
отметки

определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости
от показателей – умений, характеризующих достижение предметных
результатов; в соответствии с методикой оценки);
принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные
линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п.

Формы фиксации

«листы достижений»,
«оценочные листы»,
«карты оценки»,
«таблицы
требований»
и т.п.

Письменный опрос
(контрольная работа на
оценку усвоения
программного
материала по теме,
блоку).

Письменный опрос
(итоговые проверочные
работы по предметам,
комплексные работы на
межпредметной основе,
ВПР).

- Оценочные листы.
- Листы индивидуальных достижений.
- Таблицы требований к результатам.
- Рабочие тетради.
- Тетради проверочных, контрольных и
диагностических работ.
- Дневники обучающихся.
- Портфолио «Мои достижения».

3.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности
по предметам учебного плана школы.
3.5.
При
оценке
достижения
обучающимся
планируемых
результатов во внеурочной деятельности используется безотметочная система
оценки.
3.6. Реальные достижения школьников могут соответствовать
базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и
в сторону недостижения базового уровня.
4. Текущий, промежуточный, итоговый контроль

4.1. Регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке
перевода обучающихся организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
5. Формы и периодичность оценки достижения планируемых
результатов НОО, ООО, СОО
5.1.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы начального общего образования должна:
• отражать содержание и критерии оценки, формы представления
результатов оценочной деятельности;
• ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у
обучающихся;
• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
программы начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку
предметных и метапредметных результатов;
• предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
• обеспечивать возможность получения объективной информации о
качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников
образовательных отношений.
5.2. При освоении программы основного общего образования система
оценки достижения планируемых результатов должна:
• отражать содержание и критерии оценки, формы представления
результатов оценочной деятельности;
• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку
предметных и метапредметных результатов;
• предусматривать
оценку
и
учет
результатов
использования
разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в
том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих
работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний
(тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе
формируемых с использованием цифровых технологий;
•
предусматривать оценку динамики учебных достижений
обучающихся;
•
обеспечивать возможность получения объективной информации о
качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников
образовательных отношений.
5.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы ООО включает описание организации и содержания промежуточной
аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также

оценки проектной деятельности обучающихся.
5.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы должна:
• закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы
оценки;
• ориентировать образовательную деятельность на реализацию требований
к результатам освоения основной образовательной программы;
• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов;
• обеспечивать
оценку
динамики
индивидуальных
достижений
обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;
• предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно
дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).
5.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы включает описание:
• организации и форм представления и учета результатов промежуточной
аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
• организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным
предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию;
• организации, критериев оценки и форм представления и учета
результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся.
5.6. Формы оценки достижений планируемых результатов определяются
учителем-предметником, принимаются педагогическим советом и утверждаются
приказом директора.
5.7. Для оценки достижения планируемых результатов используются
различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
• стартовые диагностические работы на начало учебного года;
• интегрированные (комплексные) контрольные работы;
• тематические проверочные (контрольные) работы; - проекты;
• практические работы;
• творческие работы;
• диагностические задания;
• самоанализ и самооценка.
5.8. Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут
быть как в печатном, так и в электронном виде.
5.9. Учитель-предметник может разработать контрольно-измерительные
(тестовые, проверочные, контрольные) задания самостоятельно или
использовать разработанные ранее диагностические, проверочные материалы.

Разработанные учителем-предметником контрольно-измерительные материалы
рассматриваются на заседании методического совета школы и утверждаются
директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Критерии оценки предметных результатов
6.1. Критериями
оценки образовательных результатов являются
требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу,
разделу, теме, урок.
6.2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные
результаты, универсальные учебные действия.
6.3. На персонифицированную итоговую оценку на определенном
уровне образования, результаты которой используются при принятии решения
о возможности или невозможности продолжения обучения на следующий
уровень образования, выносятся только предметные и метапредметные
результаты.
6.4.
Предметом
итоговой
оценки
является
способность
обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий.
7. Критерии оценки личностных и метапредметных результатов
7.1.
Личностные
результаты
выпускников
в
соответствии
с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов не
подлежат итоговой оценке.
7.2.
Их
оценка
осуществляется
в
ходе
внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
на
основе
централизованно разработанного инструментария.
7.3. Метапредметные результаты включают в себя способность
использовать универсальные учебные действия, ключевые компетенции и
межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике;
умение
самостоятельно
планировать,
осуществлять образовательную
деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
7.4.
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
может
проводиться
в
ходе
различных процедур:
комплексной
работы,
интегрированного зачета, защите индивидуального проекта, ВПР и др.
7.5. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную

деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1.
настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».