pamyatka-fgos-2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования» Краснодарского края

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА

«КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТУ ШКОЛЫ
ВНОСЯТ ОБНОВЛЁННЫЕ ФГОС НОО И ООО»

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО
Требований к способам, с помощью которых надо Во ФГОС НОО и ООО закреплено, что образовательная организация (далее – ОО) может
формировать программы разного уровня и направленности с учетом потребностей и
обеспечивать вариативность программ, не было.
способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать
вариативность содержания программ.
Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы,
учебные курсы и учебные модули.
Второй – ОО вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения
отдельных предметов.
Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии
с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС
ООО).
Требования к результатам освоения ООП
Требований
было
меньше,
личностные
и Требования к результатам освоения ООП уточнены и расширены по всем видам
метапредметные результаты описывались обобщенно. результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданскопатриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое
воспитание,
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое;
ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические,
базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; овладение
универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по
которому
нужно
будет
оценивать
сформированность
регулятивного
УУД
«Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и
учебных ситуациях.
Добавлены результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установлены
требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин:
«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»;
«Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». (п. 9 ФГОС НОО, п. 9 ФГОС ООО).

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021
Необходимо помнить, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются
с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России.
Поэтому, в рабочих программах одновременно необходимо учитывать и требования ФГОС,
и требования концепций. Это противоречие устранено в примерных рабочих программах,
размещенных на сайте Института стратегии развития образования РАО.
ОО со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе
самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения,
независимо от содержания примерных ООП.
Требования к пояснительной записке

Содержание пояснительной записки было разным для
НОО и ООО.

Содержание пояснительной записки одинаковое.
На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных
отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности (далее – ВД), но
необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО).
На уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО
нужно описать принципы формирования и механизмы реализации программы. Это касается
и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО).
Требования к рабочим программам

Не было требований: к тематическому планированию
курса внеурочной деятельности (далее – ВД) с учетом
рабочей программы воспитания; тематическому
планированию рабочих программ с учетом
возможности
использования
электронных
образовательных
ресурсов
и
цифровых
образовательных платформ по каждой теме; формам
проведения внеурочных занятий.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с
учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что
по каждой теме возможно использовать ЭОР.
Требования к рабочим теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ
внеурочной деятельности (далее – ВД). Но в описании к учебным курсам ВД обязательно
нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Содержание календарного плана воспитательной работы
Ранее календарный план воспитательной работы В план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит ОО, но
только упоминался в федеральных государственных и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО).
образовательных стандартах.
3

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов по предметным областям В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет
было другим.
«Математика», в который входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и
статистика».
Изменена структура предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь
учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая
история».
В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят
учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур,
религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой
модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление
(п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, ОО вправе
разработать шаблон самостоятельно.
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных предметных Изучение родного языка в ОО, в которых языком образования является русский язык, и
областей и учебных предметов.
второго иностранного языка можно организовать при наличии возможностей ОО. При этом
также надо получить заявления родителей (законных представителей) учеников. Изучение
второго иностранного языка организуется по заявлению обучающихся, их родителей
(законных представителей) из перечня, предлагаемого ОО, при наличии необходимых
условий. (п. 33.1 ФГОС ООО).
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: минимум – 2904, максимум – 3345 ФГОС
ФГОС ООО: минимум – 5267, максимум – 6020.
ФГОС

НОО:
ООО:

минимум
–
2954,
минимум – 5058,

максимум
–
3190 (п. 32.1 ФГОС
НОО)
максимум – 5549
(п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
1350 часов

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Требования к структуре содержательного раздела ООП

4

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021

Раздел включал:
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования
программу формирования УУД на уровне НОО или экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).
программу развития УУД на уровне ООО;
На уровне ООО вместо Программы развития УУД указали программу формирования
программы отдельных учебных предметов, курсов, УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в ОО обучаются дети с ОВЗ.
Также добавили рабочие программы модулей (п. 32 ФГОС ООО).
а также курсов ВД на уровне НОО;
рабочую программу воспитания;
программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;
программу коррекционной работы.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и(или) ФГОС НОО ОВЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные ООП на уровне
и(или) ФГОС для у/о.
начального общего образования разрабатываются на основе ФГОС ОВЗ или ФГОС для
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС
ООО с учетом ПООП, в том числе ПАООП. (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации
предметов.
Например, для глухих и слабослышащих обучающихся можно не включать в программу
учебный предмет «Музыка»; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с ТНР
является обязательным изучение учебного предмета «Развитие речи» в предметной области
«Русский язык и литература»; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с
ТНР, обучающихся с нарушениями ОДА – изменение сроков изучения иностранного языка.
Для всех детей с ОВЗ необходимо исключить изучение учебного предмета «Физическая
культура» и включить учебный предмет «Адаптивная физкультура». Если увеличивается
срок освоения АООП до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может
составлять менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО).

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

5

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)
Настолько подробных норм не было.

ФГОС – 2021
Зафиксировано право ОО применять различные образовательные технологии. Например,
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС
НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных
технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем
ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории ОО, так и за ее пределами
(п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО).
Деление учеников на группы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о Зафиксировано, что образовательную деятельность можно организовать при помощи
групповых формах работы.
деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом
успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей и др. (п. 20 ФГОС
НОО, п. 20 ФГОС ООО).
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было больше.

По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не
программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое
название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных
действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для
уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в
области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. (п. 32.2 ФГОС ООО).
Рабочая программа воспитания (далее – РПВ)

РПВ НОО должна была быть модульной и включать в РПВ для НОО может, но не обязана включать модули, и описано, что еще в ней может быть
себя обязательные разделы. Для рабочей программы (п. 31.3 ФГОС НОО).
воспитания ООО было меньше требований.
Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого
уровня добавлены обязательные требования к РПВ. Она должна обеспечивать целостность
образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет
потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО).
Информационно-образовательная среда

6

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021

Для учеников в школьной библиотеке надо было Зафиксировано, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у
организовать доступ к информационным Интернет- ученика и его родителя или законного представителя в течение всего периода обучения
ресурсам, коллекциям медиаресурсов.
(п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО).
Оснащение кабинетов
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так,
в ОО должны быть лингафонные кабинеты и
помещения для проектной деятельности, занятий
музыкой. Предметные области и оснащение, которое
для этого необходимо: содержали все предметные
области. В кабинетах размещают полные комплекты
технического оснащения и оборудования, в том числе
расходные
материалы
и
канцелярские
принадлежности.

Установлены требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В
частности, кабинеты естественно-научного нужно оборудовать комплектами специального
лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО).
Предметные области и оснащение, которое для этого необходимо: есть требования по семи
предметным областям. Кабинеты оснащают комплектами наглядных пособий, карт, учебных
макетов, специального оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в
соответствии с ООП (абз. 1 п. 36.3 ФГОС ООО).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями
Школа обязана обеспечить каждого ученика как ОО обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника или
минимум одним экземпляром учебников и учебных учебного пособия в печатном (бумажном) виде, дополнительно можно предоставить
пособий – в печатном и(или) электронном виде.
электронную версию. (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО). Часть УП, по которой вместо
учебника или в дополнение к нему можно выдавать бумажное учебное пособие: обязательная
и формируемая участниками ОО (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО). Часть ООП, при
которой можно выдавать учебник или учебные пособия: учебный предмет, курс, модуль.
По курсу ВД можно предоставить электронные пособия (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС
ООО).
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше.

Акцентировано внимание на социально-психологической адаптации к условиям ОО.
Расписан порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО).
Повышение квалификации
7

ФГОС – 2009 (НОО), 2010 (ООО)

ФГОС – 2021

Во ФГОС было требование, по которому педагоги Исключена норма, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз
должны были повышать квалификацию минимум раз в три года. В Законе об образовании в РФ по-прежнему закреплено, что педагог вправе
в три года.
проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан
систематически повышать квалификацию. Нет указания, как часто он должен это делать
(п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО).
Частные школы
Частные ОО могли получить бюджетные средства Частные и государственные ОО, которые реализуют государственные программы, надо
только в объеме норматива региона. Они не включали финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО п. 40.5 ФГОС ООО).
в себя все виды расходов и были ниже, чем у
муниципальных школ. При этом брать деньги с
родителей (законных представителей) учеников
частные ОО не могли, если услугу хотя бы частично
профинансировали из бюджета.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».